Глава VIII


Антенные работы.
Автор(сверху)и Саша-UT7DX.

Приближался конец 1979 года, а вместе с ним крупный международный «CQ WW DX Contest». Необходимо было срочно обзаводиться антенным хозяйством. Для начала между вершиной самой высокой башни и одной из крыш верхнего замка мы повесили многодиапазонный несимметричный диполь с коаксиальным фидером. Я принёс свой трансивер и усилитель мощности. Первый же обзор любительских диапазонов порадовал полным отсутствием индустриальных помех, из-за чего эфир казался более прозрачным. Корреспонденты отвечали на вызовы очень хорошо, давая высокие оценки. Мы понимали, что, несмотря на это, без направленных антенн рассчитывать на хороший результат в соревнованиях не приходится. Поэтому решили остановиться на сборе «DX»-ов на разных диапазонах.


Антенные работы.
"Два зэка".Автор(слева) и Саша-UT7DX.

Антенные работы.Иван-UT5DO
(слева)и автор.

Антенные работы.
Саша-UT7DX(слева)и автор.

Антенны на фоне окраины города.
Кроме множества новых стран и большого удовольствия, соревнования дали возможность хорошо прочувствовать эфир с нового QTH. Пришла пора серьёзно подумать о направленных антеннах. Нами были обсуждены несколько вариантов квадратов и волновых каналов. В одном из журналов «Радио» появилась публикация об антенне «Log Yagi», которая эксплуатировалась на знаменитой станции UK9AAN. Саша нашёл первоисточник этой публикации в американском журнале «QST». Мы решили испытать эту конструкцию на «десятке» в шестиэлементном варианте. Желание было огромным, но алюминиевых труб для элементов не было.

Где-то на свалке металлолома Иван раздобыл несколько раскладушек, видимо выброшенных из какого-то общежития. Материал на них был рваным, но нас интересовали алюминиевые трубы. Правда, они были гнутыми, и мы их выпрямили с помощью паяльной лампы. При правильном прогреве в местах изгиба труба становится эластичной и поддаётся идеальному выпрямлению. Получились неплохие элементы нужной длины при диаметре 20 мм. Я принёс имевшуюся у меня алюминиевую трубу диаметром 40 мм. для несущей траверсы. Мачта состояла из двух стальных труб, входящих одна в другую. Наружная труба трёхметровой длины и диаметром 55 мм., крепилась к мощным дубовым балкам, поддерживающим двухскатную черепичную крышу и возвышалась на один метр над коньком крыши. На верхушке этой трубы приварена железная чашка с опорным подшипником, сквозь который была вставлена семиметровая внутренняя труба с фиксатором, не дающим ей опускаться ниже нужного уровня. Фиксатор можно вытянуть и опустить трубу до высоты, удобной для монтажа антенны. На верхушке внутренней трубы также установлена чашка с подшипником для крепления растяжек. Самодельное поворотное устройство расположено в чердаке в железной коробке.

При установке антенны мы столкнулись с неожиданностью. Невозможно было ни вбить гвоздь, ни вкрутить шуруп в многовековые высохшие дубовые балки. Предварительно приходилось сверлить в них отверстия немного меньшего диаметра. Работа на большой высоте также требовала некоторых навыков и осторожности. Поначалу мы страховались, привязывая себя к балкам толстым канатом, но это сковывало движения и ограничивало свободу перемещения. В дальнейшем, привыкнув к высоте и будучи предельно осторожными, мы от страховки отказались.

Наконец антенна готова! Но первые испытания антенны не обрадовали нас. КСВ был довольно высоким, и диаграмма была никудышней. Требовалась её проверка с помощью измерительных приборов, которых у нас не было. В скором времени Саша принёс из НИИ телевизионной техники, где он работал инженером-разработчиком, измеритель АЧХ. С его помощью мы провели измерения непосредственно у антенны, чтобы исключить возможное влияние фидера. Сделав все подготовительные работы, подключили измеритель АЧХ к антенне с помощью короткого куска кабеля. На экране прибора показалась амплитудно-частотная характеристика антенны. Она была красивой, но находилась почти на два мегагерца ниже любительского диапазона. Мы полагали, что это произошло из-за того, что в публикациях, при абсолютно точных расчётах, не был учтён (случайно или умышленно) коэффициент укорочения элементов за счёт концевого эффекта и диаметра труб. Сделав эту поправку в расчёте, пришлось хорошенько поработать ножовкой, укоротив все элементы с обеих сторон на расчётную величину. После этой процедуры амплитудно-частотная характеристика антенны «села» точно в диапазон. Заодно было проведено симметрирование с помощью четвертьволнового отрезка кабеля, чего не было сделано ранее. После всего проделанного антенна приобрела необходимые параметры. Появилась хорошая направленность, КСВ был около единицы в середине диапазона, не превышая полутора по краям. Работа в эфире на «десятке» пошла совсем на другом уровне.


Автор на рабочем месте
"Contest QTH".
Мы стали думать о создании подобных отдельных конструкций для 20-ти и 15-ти метрового диапазонов. Нужны были алюминиевые трубы, и мы повсюду стали ими интересоваться. Первой ласточкой стало известие от Виктора Меденци –UX1DZ, начальника коллективной радиостанции областного радиоклуба в Ужгороде. Он знал о нашей деятельности по созданию «Contest QTH» и всячески этому способствовал. Виктор сообщил, что на одном из Ужгородских предприятий есть алюминиевые трубы диаметром 22 мм. для реализации. Затем Виктор оформил все официальные бумаги для получения этих труб, и мы приобрели их в количестве 20-ти штук у радиоклуба по совсем смехотворной цене. Трубы были тонкостенными и очень прочными, длиной по 5,5 метров. Всё это богатство я погрузил на верхний багажник своего «горбатого Запорожца» и привёз в Мукачево, 42 км. от Ужгорода. Вскоре в спортивном магазине появились алюминиевые планки для прыжков в высоту. Они были длиной 4 метра и диаметром 32 мм. Итак, трубами для элементов антенн мы были обеспечены. У военных раздобыли хорошие алюминиевые трубы диаметром 55 мм. для несущих траверс, а у сантехников стальные трубы диаметром 60мм. для мачт. На весну мы запланировали сборку и установку шестиэлементной «Log Yagi» для «двадцатки».


Вид на замок со стороны города.
Но погода внесла свои коррективы. Весной сильнейший ураган снёс с крыши антенну 10-метрового диапазона. Но, как говорится, нет худа без добра. Мы построили новую антенну из новых труб, удлинили траверсу, добавив ещё два элемента. Итак, вскоре на «десятке» заработала восьмиэлементная антенна! Планируемый срок установки антенны на двадцатку отодвинулся до лета. Теперь, при конструировании антенн, нами принималась в расчёт вероятность сильных ураганов. В конце лета новая шестиэлементная антенна 20-метрового диапазона «вступила в строй». Эффективность её работы, как и антенны 10-метрового диапазона, была исключительно высока. Практически не было ни одной «DX»-станции, которая не ответила бы с первого вызова.

Имея опыт, мы сразу же взялись за постройку семиэлементной «Log Yagi» для 15-ти метрового диапазона по «образу и подобию» предыдущих. И вот, к середине декабря 1980 года на коньке длинной крыши верхнего замка красовались три отдельные антенны для ВЧ-диапазонов. Они, конечно, не остались незамеченными для жителей города, тем более, что кое-где появились помехи телевидению. Люди связывали помехи с появлением антенн, но не были в этом уверены. Саша в срочном порядке изготовил фильтр с высоким подавлением внеполосных излучений, который дал свой положительный эффект. Проблема помех была снята, но проблема всеобщего любопытства к появлению и назначению наших антенн осталась.


Вид на антенны с крыши музейного крыла замка.

Учитывая то, что мы находимся в замке на «птичьих правах», нас это не радовало. Через знакомых мы распространяли слухи о том, что эти антенны принадлежат «кому следует» или ведомству, о котором не положено интересоваться. Для того, чтобы «застолбить» за собой место и хоть как-то узаконить наше присутствие в замке, я выдвинул предложение открыть коллективную радиостанцию от находящегося тут музея. Саша почему-то поначалу этого шага не оценил, но согласился. Мы пошли с этим предложением к директору музея, которым был в то время Пётр Петрович Пищальник, ныне покойный. Внимательно выслушав нас, он дал своё согласие. Вскоре были получены два позывных для двух коллективных станций, на всякий случай –UB4DXX и UB4DWC. Мы с Сашей стали их начальниками, а Иван нашим заместителем. Каждый из нас уже мог официально находиться на станции и работать в эфире.

Мы с Сашей всё чаще участвовали в различных соревнованиях. Иван относился к этому с меньшим энтузиазмом, так как ему больше нравилось что-либо конструировать своими руками. Регулярная работа в соревнованиях повышала мастерство и побуждала совершенствовать технику. Участие в сжатых по времени (восемь зачётных часов) и очень насыщенных всесоюзных соревнованиях привлекало возможностью выполнения спортивных разрядов и звания «мастер спорта».


Contest QTH."Внутренняя начинка".
Автор(слева)и Саша-UT7DX.
Но работать в союзных соревнованиях было исключительно трудно из-за нашего географического положения. Дело в том, что Закарпатская область находится в самом западном уголке бывшего союза и удалена от основной массы участников соревнований на расстояние более тысячи километров. Этот факт сильно затруднял работу на НЧ - диапазонах, на которых проходят первые 2-3 часа соревнований (с 6 до 9 часов МСК) до открытия прохождения на ВЧ- диапазонах. За этот период у спортсменов, находящихся в центральных областях, было уже до 300 связей и более, а у нас всего лишь около 100. Правда, с переходом на ВЧ- диапазоны удавалось эту разницу немного компенсировать за счёт высокоэффективных антенн, но времени, упущенного в начале соревнований, не вернёшь.

Было решено повесить двухэлементную антенну для 80-метрового диапазона, направленную на северо-восток, специально для союзных соревнований. Антенна состояла из треугольного вибратора, имеющего наклон в нужном направлении, и линейного рефлектора на расстоянии около 0,2 l от вибратора. Эта конструкция дала нам некоторую прибавку к результату, но не в той степени, как хотелось бы. Во всяком случае, норматив кандидата в мастера спорта уже выполнялся в каждых соревнованиях.

В начало         Предыдущая глава 7         Следующая глава 9