A major Russian arctic DXpedition R1FJ Franz Josef Land

Автор: Yuri RU3AV

Все статьи на CQHAM.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

Island Zemlya Alexsadry (IOTA: EU-019, RRA: RR-05-04, RDA: AR-32)

FJL-foto-2004 слева направо RN3AZ, RZ3DU, RU3AV, UA3AKO, UA3DX.

Землю Франца-Иосифа полярники часто называют коротко – ЗФИ. Это удивительный архипелаг с множеством островов, уникальными ледниками, их сказочной, неповторимой красотой. Волшебная страна! Ослепительно белая и сверкающая. Природа сохранилась тут в первозданном виде со времен ледникового периода. Поистине - бесценный памятник природы. Именно в сторону ЗФИ на протяжении нескольких лет были устремлены наши мечты и усилия по проведению DX-экспедиции. Начиная свой рассказ, хотелось бы сказать, что идея DX-экспедиции на ЗФИ первоначально принадлежала Валерию Комарову RD3AF. Валерий использовал все возможности, в том числе и материальные, чтобы экспедиция удалась и за это ему огромное спасибо от всех участников экспедиции! В марте 2003 года командой в составе: Валерия RD3AF, Валерия RX3DU, Виктора UA3AKO была уже предпринята первая попытка попасть на ЗФИ. Все было подготовлено на высшем уровне - аппаратура, антенны, документы. Но погода внесла свои коррективы, - просидев в Воркуте 7 дней в ожидании летной погоды на ЗФИ, команда вернулась обратно в Москву. Радиолюбители всего мира выражали свое сочувствие по поводу невозможности осуществления данной экспедиции по погодным условиям. На тему погоды в Арктике, наверное, можно написать не одну отдельную статью т.к. она, не побоюсь этого слова, правит бал в Арктике, и мы не раз в этом убедились. Немаловажную роль в решении многих вопросов и оказании реальной помощи в подготовке к экспедиции R1FJ 2004 года сыграл участник экспедиции Леонид Ковалевский RZ3DU, и за это ему также огромное спасибо! Наверное, надо описать этап подготовки к экспедиции т.к. от него зависело очень многое. Первоначально был определен состав участников DX-экспедиции: Валерий RD3AF, Леонид RZ3DU, Николай UA3DX, Виктор UA3AKO, Юрий RU3AV, Леонид RN3AZ и профессиональный видеооператор и фотограф Владимир. Подготовка велась задолго до вылета, начиная с января, на загородной базе RD3AF в Троицке. Количество и состав участников особо не обсуждалось, все знали друг друга давно. Были оформлены все документы для разрешения на въезд и посещение ЗФИ. Регулярно участники экспедиции проводили общие встречи для решения многих проблем, которые возникали по ходу подготовки. Был составлен подробный список всего, что необходимо и каждый знал - за какой участок он персонально отвечал. Без суеты и спешки шла планомерная подготовка. Вылет первоначально планировался 13 марта. Но нам хотелось исполнить свой гражданский долг и принять участие в выборах Президента РФ 14 марта. Поэтому было принято решение - вылететь на ЗФИ через Воркуту 16 марта 2004 года. Определившись со сроками вылета, мы начали активную подготовку аппаратуры, антенн, продовольствия. Планировали взять три комплекта аппаратуры, два FT1000MARK-V, FT857, ACOM2000A, TL 922, HM PA на 2хГИ46Б. Из антенн - два вертикала DX 77A, две TH3MK4, A3WS, IV на 80 и 160 метров. Виктор UA3AKO и Юрий RU3AV отвечали за антенны. Все антенны были собраны, предварительно настроены на рабочей высоте, разобраны и упакованы. Леонид RZ3DU, для вертикалов изготовил отличные подставки из металла, они очень пригодились при установке антенн на снегу. Компьютерами и сетью занимались Леонид RN3AZ и Юрий RU3AV. Также перед выездом была собрана сеть из четырех ноутбуков, установлено необходимое программное обеспечение, все работало отлично. Был взят в аренду спутниковый телефон системы IRIDIUM т.к. только эта система обеспечивала связь в Арктике. Предварительно была достигнута договоренность с Еленой, RV3ACA о создании информационного сайта, онлайн лога и его поддержки во время экспедиции. Конечно, спутниковый телефон давал возможность передачи данных с маленькой скоростью, но это было лучше, чем ничего. За несколько дней до вылета Валерий RD3AF сообщает, что по объективным обстоятельствам он не сможет принять участие в экспедиции, но приложит все усилия для того, чтобы экспедиция попала на ЗФИ. Для остальных участников это было сообщение, которое ставило всю экспедицию на грань срыва т.к. решение всех основных организационных вопросов лежало именно на нем. Пришлось срочно пересматривать вопрос с трансиверами и усилителем. Учитывая, что Валерий не едет, нам необходимо было оставить в его шеке большую часть того, что мы первоначально планировали взять. Виктор UA3AKO и Юрий RU3AV предложили взять свои трансивера и усилитель, это FT1000MP, ICOM 775DSP и ACOM2000A. Окончательно решаем брать FT857,FT1000MP, ICOM 775DSP, ACOM2000A, TL922 (tnx RA3AUU) и РА на 2хГИ46Б (made in UA3AIO). FT857 и самодельный усилитель берем как резервный - на случай каких-либо проблем. Забегая наперед, хотелось бы сказать, что особых проблем в техническом плане не возникало и вся аппаратура отработала отлично. Диапазонные полосовые фильтры были только на основные диапазоны и при работе на WARC диапазонах были взаимные помехи. Валерий RD3AF, полностью обеспечил экспедицию продовольствием и хорошими подарками для пограничников. День вылета стремительно приближался. Все основные работы по подготовке были завершены и участники экспедиции с нетерпением ожидали вылета. За день до вылета UA3DX, UA3AKO, RN3AZ остаются с ночевкой на базе в Троицке, окончательно все упаковывают и рано утром, 16 марта загружают под верх «Газель» и выдвигаются в сторону Шереметьево. Валерий, RX3DU оказывает помощь в погрузке и на своей ВАЗ-2107 сопровождает «Газель» до аэропорта. Все участники вовремя прибывают в аэропорт, идет активный обмен приветствиями, заметно, что у всех хорошее настроение. Борт АН-26 полярной авиации из Воркуты в Москву (Шереметьево-1) прибыл вовремя. После решения некоторых организационных вопросов и прощания с провожающими производим загрузку самолета своим оборудованием. Мы - в самолете и около 14:00 вылетаем. До самого вылета из Шереметьево все участники надеялись, что Валерий RD3AF все же сможет улететь с нами но, увы, работа есть работа. Сразу после вылета нам сообщают, что по погодным условиям Воркута не принимает, мы должны уйти на запасной аэродром в Архангельск. Все долго шутят по поводу погоды. Время, проведенное в полете до Архангельска очень быстро прошло за интересными разговорами, шутками и хорошим обедом (TNX RZ3DU). Архангельск встретил нас отличной погодой и радушным приемом. Первый раз в Архангельске, я был в 1985 году, принимая участие в дальнем походе, будучи курсантом ВВМУРЭ им. А.С Попова. Наш учебный корабль «Перекоп» несколько дней был пришвартован в Архангельске, и все свободное время мы знакомились с достопримечательностями города. Архангельск явно изменился в лучшую сторону. Утром 17 марта тем же самолетом вылетаем в Воркуту. Время в полете до Воркуты около трех часов проходит удивительно быстро. Груз ответственности за всю экспедицию давит больше всего на Виктора, UA3AKO он не спал всю ночь, переживал и в самолете теперь отдыхает. Воркута встречает нас удивительно теплой погодой - минус 18 градусов. Местные жители сообщили нам, что это аномальное потепление. Нам сообщают, что на ЗФИ погода нелетная, и сегодня мы вылететь не сможем. Всей командой едем в гостиницу «Воркута», где и размещаемся. Нам обещают, что если на ЗФИ будет погода, нас отправят утром. Учитывая прошлогодний опыт R1FJ и рассказы Виктора UA3AKO о том, как они неделю ждали погоду и ни с чем улетели в Москву, все участники экспедиции, мягко говоря, сильно переживали. Все ждали звонка рано утром 18 марта. Звонок прозвучал вовремя с сообщением, что погода в норме, машина за нами отправлена, самолет готов вылететь на ЗФИ. При загрузке в самолет командир экипажа нас сильно «обрадовал» тем, что вылет из Воркуты не означает 100 процентного прибытия на ЗФИ. Учитывая время полета до ЗФИ - 4 часа 45 минут, погода там может измениться неоднократно и есть вероятность, что мы снова возвратимся в Воркуту. Погода действительно была хорошей, на протяжении всего полета мы были удивлены теми красотами, которые наблюдали в иллюминаторы. Были отчетливо видны: Карское море с бесчисленными полыньями, удивительно красивая Новая земля с гористым ландшафтом покрытая ледниками и снегом, Баренцево море с огромным количеством льда и небольших айсбергов. Подлетая к месту назначения, острову Земля Александры, мы видели огромное количество небольших островов архипелага ЗФИ занесенных снегом и покрытых вечными льдами. На некоторых островах были заметны брошенные строения с мачтами различной высоты и многочисленными цистернами для топлива. В самолете мы начали активно переодеваться в теплые вещи, т.к. минус 33 градуса для нас москвичей - это круто! Во второй половине дня 18 марта самолет удивительно мягко приземлился на укатанный снег взлетной полосы острова Земля Александры. О профессионализме летчиков арктической авиации можно писать легенды. Наверное, только они постоянно совершают полеты и посадки в таких экстремальных условиях. Пограничники заставы «Нагурская» встретили нас очень радушно, оказывали всяческую помощь в разгрузке и размещении.

Наверное, настал момент дать небольшую историческую справку об этой удивительной земле. Впервые высказал догадку о ее существовании великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. К сожалению, царское правительство не уделяло внимания исследованию севера и отвергало любые проекты. В 1872 в Арктику на парусно-паровом судне «Тегетгоф» отправилась австро-венгерская экспедиция, возглавляемая лейтенантами Юлиусом Пайером и Карлом Вейпрехтом. Летом 1872 года у западных берегов Новой Земли «Тегетгоф» был затерт льдами. После тяжелого годичного дрейфа его вынесло к неведомой земле, предсказанной русскими учеными. Это произошло 30 августа 1873 года. Пайер писал: «около полудня… внезапно на северо-западе туман рассеялся совсем, и мы увидели очертания скал. А через несколько минут, перед нашими глазами во всем блеске развернулась панорама горной страны, сверкавшей своими ледниками… Нам подарил ее каприз пленившей нас льдины… Нас привела сюда случайность». Неизвестный архипелаг Пайер назвал в честь императора Австро-Венгрии Землей Франца-Иосифа. А самый северный остров архипелага, от которого до северного полюса всего 900 километров – именем сына императора, кронпринца Рудольфа. Остров Земля Александры – остров на западе ЗФИ. Открыт в 1880 году экспедицией Ли Смита и назван в честь английской королевы Александры (1844-1925). На острове до недавнего времени располагалась полярная станция «Омега», погранзастава «Нагурская». В натоящее время на всем архипелаге ЗФИ осталась действующей только пограничная застава «Нагурская», которая поддерживает в надлежащем виде взлетную полосу и политически представляет Россию на северных рубежах. «Нагурская» получила свое название от одноименного аэропорта, место для которого выбрал в 1947 году начальник полярной авиации Герой Советского Союза И.П. Мазурук. Новую арктическую авиабазу он решил назвать именем первого российского полярного летчика поручика Яна Нагурского, который 7 августа 1914 года совершил первые полеты на хрупком гидроплане «Фарман» от Новой земли в направлении Земли Франца-Иосифа в поисках следов пропавших экспедиций Седова, Брусилова, Русанова. Больше 200 миллионов лет назад на месте ЗФИ плескалось теплое море, по берегам росли папоротниковые леса. Миллионы лет назад, когда во всем северном полушарии заметно похолодало, на базальтовых скалах появились ледники. Маленькая Антарктида! Общий объем льда архипелага более 2500 кубических километров, в которых заключено 2250 миллиардов тонн воды. Это больше, чем в Байкале. Огромный резерв чистейшей пресной воды.

И так мы на месте. Ура! Нам очень и очень повезло с погодой. Этими впечатлениями мы делимся с начальником пограничной заставы, он, сделав небольшую паузу, многозначительно замечает, что совсем недавно к ним всего на два часа прилетел один человек, а завис на два месяца из-за погоды. Под дружный смех всех участвующих в разговоре Леонид, RZ3DU замечает, что если мы не улетим вовремя, то лично для RZ3DU это будет катастрофа. Для нас пограничники выделили т.н. спортивный зал, где мы разместили все оборудование и антенны, здесь же нам установили солдатские коечки.

Участники экспедиции с начальником погранзаставы.

Наша граница всегда на замке

 Долго выбирать, где будет располагаться шэк, не пришлось. Было предложено две комнатки, одна из них не отапливалась, но имела удачное расположение для размещения рабочих мест, установки антенн. Нам выделили два калорифера. Тепла нам все время не хватало, за исключением редких случаев отсутствия ветра за окном. В первый вечер температура за бортом держится устойчиво - минус 33 и легкий ветер до 10м/с. UA3AKO, RZ3DU принимаются за установку первой антенны DX77A недалеко от шэка. Все остальные занимаются подготовкой к установке аппаратуры.

RZ3DU Подготовка к установке первой антенны DX77A.

Достали всю аппаратуру из упаковок и даем время на прогрев внутри помещения, приносим столы, стулья. Электропитание в шэке отсутствует, бросаем две мощные переноски (TNX RZ3DU) до ближайшего электрического щита. Операцию по подсоединению доверяем бравому электрику срочной службы. На мой вопрос почему нет земли он несколько неуверенно ответил что вся застава расположена как минимум на семи метрах льда и «земли», мол, здесь нет. Получилось так, что молодой электрик как я потом выяснил, видел только четырех- и двухжильный кабель. Но кабель с тремя жилами наших переносок его не смутил, он решил все очень просто, что на фазу надо два провода и на ноль один. Логика железная, за исключением того, что на одной переноске он случайно правильно соединил ноль и землю, а на второй посадил фазу на землю.

То без чего бы мы не смогли работать QRP!

Показание дизель генератора.

Эффект превзошел все ожидания, сначала почти все получили удар током при прикосновении к двум усилителям одновременно. Но самый большой прикол был, когда при закручивании разъема антенны в антенный переключатель, разъем начал активно нагреваться и плавиться. Вот здесь я не выдержал и начал все проверять. Напряжение между корпусами двух усилителей соответствовало 220 В. Когда я увидел как выполнено соединение наших переносок у 3-х фазного автомата мне чуть плохо не стало, первая мысль - самое главное что без потерь! Еще раз убедился, что надо проверять все тщательно, особенно если работы выполняет начинающий электрик срочной службы. Устанавливаем первое и основное рабочее место IC-775DSP, ACOM 2000A, ноутбук, выносную клавиатуру, телеграфный ключ.

UA3AKO хорошее начало работы.

Подключаем спутниковый телефон к внешней антенне и сообщаем Рольфу DL6ZFG и Сергею UA3AP о том, что экспедиция удачно прибыла на место и через несколько минут начнет работу. Вопрос, кто первым проведет связь, решили просто, вытягивая спички, хотя и были предложения сыграть в «русскую рулетку». Самым везучим оказался Леонид, RN3AZ. Он садится за трансивер и пытается провести первую связь на поиск. Нас почти не слышат. Первым ответил с трудом EX8AA, Александр из Бишкека, долго расспрашивая, что это за позывной и не веря в то, что это ЗФИ. Только сейчас, по уставшим лицам участников экспедиции, стало видно, что тот накал, который присутствовал с момента ее начала, понемногу спадает. И, конечно, по устоявшейся русской традиции, счастливые мы, наконец, сели за стол ужинать и, естественно, отметить это событие. Символически отметив первую связь, Леонид становится на общий вызов на 40 метрах SSB. Только сейчас многие почувствовали небольшую усталость после длительного перелета и работ по разворачиванию позиции. Вот и началась активная, настоящая работа. Четвертая связь - зовет Владимир UA3AIO, поздравляет всех с началом экспедиции, передает наилучшие пожелания. Подходит Аркадий RK3AZ и Игорь UT7QF, очень приятно - в Арктике слышать старых знакомых. Количество зовущих растет лавинообразно. Постепенно cплит увеличивается до 10 Khz. В Арктике очень своеобразное прохождение и многие сигналы проходят с сильной реверберацией. Очень поражает отсутствие индустриальных помех, эфир по настоящему «прозрачный». После двух часов в логе более 200 связей, в основном с Европой, переходим в телеграф. В первую ночь в шэке остается RU3AV, UA3DX. Громадный пайлап, такое впечатление что мой IC-775DSP не выдержит напора зовущих станций. Очень многие благодарят за NEW ONE. Наступает т.н. утро, все больше и больше зовут станции Северной Америки. Работу в эфире не прекращаем ни на минуту, за исключением тех перерывов, которые объявляли в связи с работой военного передатчика, т.к. уровень помех был до + 20 DB. Утром все встают, завтракаем. Собравшись, обсуждаем план на день по установке антенн и подготовку к RUSSIAN DX CONTEST. Неожиданно Николай UA3DX высказывает мнение, что в тесте не надо работать, объясняя, что это потерянное время в экспедиции и нужно максимально работать на CQ, чтобы максимально дать радиолюбителям новую страну. Большинство не соглашаются, и принимается решение полностью отработать тест. Неожиданно наша команда начала напоминать Государственную Думу прошлого созыва: UA3DX и UA3AKO заняли крайне правую позицию, RN3AZ и RU3AV левую, только RZ3DU и наш кинооператор решили быть центристами по вопросу работать или не работать в тесте. Все, кто не работают в эфире вышли на установку антенн, наш кинооператор также принял активное участие. Погода радовала - минус 30 и ветер до 15 м/с. Вторая антенна для установки была тоже штырь DХ77A, мы ее вынесли подальше на юг, до 100 метров от строений. Установка штырей не вызывала особых проблем, за исключением тех моментов, когда приходилось снимать варежки. Какая красота вокруг! Хочется все бросить и уйти туда, где небо соединяется с Северным ледовитым океаном в одну полоску, называемую горизонтом! Опять потянуло на лирику... Позднее Виктор, UA3AKO заполучив двух солдат срочной службы, активно начал установку мачты под TH3MK4. На первый взгляд - это простая процедура, но только не в Арктике. Снег пилился обычной пилой «Дружба», для того, чтобы углубить пустые бочки в снег (к ним будут крепиться все оттяжки мачты). Установив мачту, все кто свободен, выходят на помощь для окончательной установки антенны. После обеда принимается решение установить заранее приготовленную антенну I.V. на 80 и 160 метров.

UA3DX, RN3AZ, RZ3DU, UA3AKO, RU3AV 80-160 I.V.

Хороший проход!

Сразу хотелось бы оговориться по поводу НЧ диапазонов. Особых надежд, что будет прохождение на НЧ, у нас не было. Однако получилось так, что несколько десятков минут на НЧ все же удалось отработать не каждую «ночь». На 80 метрах было проведено 288 связей и на 160 всего 10. По приезду домой, я внимательно прочитал комментарии в различных радиолюбительских рефлекторах по поводу нашей работы на НЧ диапазонах. Было много советов, сразу вспоминался давно избитый анекдот. Все как-то советовали, что надо было ставить лучшие антенны на НЧ и т.д. и т.п. Но проблема была не в антеннах, проблема одна, что прохождение, когда оно было, было очень короткое, оно резко открывалось и так же резко закрывалось и по продолжительности было от 15 до 35 минут. RN3AZ настаивает на установке TH3MK4 сверху нашего шэка и фиксировании ее на NA. RU3AV и UA3DX работают в эфире, RN3AZ и RZ3DU устанавливают яги. Процесс немного затягивается из-за погоды, забегают погреться и узнать - как прохождение. Регулярно происходит смена операторов у рабочих мест. После часа бешенного пайлапа немного устаешь, да и чайку попить не мешало. На прием пищи ходим посменно, не прекращая работы в эфире. Очень радовало «ночное» прохождение от 40 до 20 метров. Незадолго до теста в большом пайлапе на 20 SSB пробивается Игорь RA3AUU, он работает из Кувейта, обмениваемся информацией, передаю от Игоря всем ребятам привет и поздравления с успешным началом экспедиции. Подходит время начала RUSSIAN DX CONTEST. Немного ухудшается прохождение, начинаем с 20 метров. На общий вызов нас практически не зовут, начинаем на поиск, эффект тот же, не отвечают или отвечают с большим трудом.

Вот причуды прохождения в Арктике. Практически первых полтора часа теста было потеряно из-за плохого прохождения. И опять такой эффект, как будто бы кто-то включил рубильник и прохождение восстанавливается. Опять огромные пайлапы на частоте, приходиться работать сплитом в RUSSIAN DX CONTEST. Многие зовущие станции дают номер один, а некоторые вообще забывают давать номер и приходиться переспрашивать, мы их интересуем как NEW ONE. Хорошую работу и настроение стимулирует высокий рейт. Леонид, RN3AZ после начала теста высказывает мысль, что неплохо, чтобы до 1.5 тысяч связей сделать, Леонид, RZ3DU более оптимистичен и предлагает цифру не менее 2 тысяч. Жизненный опыт побеждает, и тест завершаем с результатом 2224 связи. Общее мнение участников экспедиции – все получилось, тест удался, очередной подарок Арктики, которая нас радушно встретила и продолжает удивлять своей восхитительной природой и хорошим прохождением. Во время теста иногда работаем на WARC диапазонах, не создавая помех основному рабочему месту. После теста начинается обычная работа в эфире. Сменяя друг друга, активно обмениваемся впечатлениями от работы в эфире. В общении присутствует много юмора, что сильно поднимает общее настроение участников экспедиции. В шеке у нас всегда был хороший стол с различными продуктами, и чувство голода нам было неведомо. Каждый, кто проголодался, мог в любое время подкрепиться. Кроме того, мы были поставлены на довольствие, и нам было очень интересно посещать солдатскую столовую. Пограничники всегда рады были нас видеть, было заметно, что новые люди вызывают у них явный интерес. Удивительные люди служат на заставе. Удивительные по своей доброте, доброжелательности, всегда готовые прийти на помощь. Видимо суровые условия службы и повседневной жизни формируют настоящих мужчин. Жизнь на заставе полностью регламентирована и подчинена Уставу. Это - как хорошо отлаженный механизм. Конечно, немалая заслуга в этом командования пограничной заставы. Меня лично, как флотского офицера и знающего службу не понаслышке, удивила здоровая обстановка между военнослужащими, заботливое отношение офицеров к подчиненным. Чтобы компенсировать наше пребывание в замкнутом помещении, начальник заставы предложил небольшую экскурсию на побережье, которое начиналось в пяти километрах от заставы. После обеда, 22 марта, в составе «механизированной колонны» и боевого охранения в составе пяти собак, выдвигаемся в сторону побережья. Местные собаки - это нечто! Внешне они сильно похожи на кавказских овчарок, большие по размерам и удивительно добрые. На берегу острова сильно удивили огромные глыбы чистейшего, прозрачного, изумрудного цвета льда. По всему побережью огромное количество металлических бочек разбросано. Этот технический мусор копился десятилетиями. Вдоль побережья имеется огромное количество больших цистерн, они используются для заливки топлива при северном завозе. На большом морозе четко виден уровень топлива в цистернах - та часть, что заполнена топливом, красиво покрыта плотным инеем. Побывали мы и на заброшенной полярной станции «ОМЕГА». Было очень интересно ходить по помещениям полярной станции и наблюдать, как жили полярники, их быт.

На заднем плане потерпевший катастрофу АН-26.

Полярная станция представляет собой двухэтажный деревянный сруб из бруса. Практически каждое жилое помещение имеет печки по типу «буржуйки» с дымоходами, выведенными в окна. Дизельная с баней, верстак с тисками и инструментом, - такое впечатление, что это все брошено в большой спешке. Многие вспомогательные строения вокруг станции стоят в полном безмолвии, как бы напоминая человеку о его ответственности перед природой, и в ожидании возвращения полярников. Только на побережье мы увидели скальный грунт. На память о ЗФИ взяли несколько десятков камней-сувениров в подарок друзьям-радиолюбителям. Было удивительно слышать рассказ о том, что, оказывается, весной на этих скалах пробиваются не только мох, но и цветочки. Уставшие, с массой впечатлений, возвращаемся к вечеру домой на заставу. Длительное присутствие на сильном морозе и нехватка привычной дозы кислорода вызывают приятное чувство усталости и желание поспать. Подкрепившись после длительного отдыха, принимаемся за активную работу в эфире. Очень хотелось много добрых слов сказать в адрес Виктора UA3AKO настоящего и единственного энтузиаста RTTY из всех участников экспедиции. Мягко говоря, Виктор боролся, чтобы максимально дать возможность сработать RTTY радиолюбителям всего мира. Именно слово «боролся», подходит больше всего, т.к. во время работы RTTY было невозможно работать на других диапазонах, и все участники экспедиции, наблюдая работу Виктора, придумывали, как бы это все закончить быстрей. Виктор, надо отдать ему должное, очень стойко переносил все шутки и колкости, которые отпускались в его адрес, во время работы RTTY. Эти 1684 QSO, которые провел Виктор - настоящий подвиг, т.к. этой модой ЗФИ практически был белым пятном, и, плюс ко всему сказанному, надо было стойко выдерживать давление товарищей.

За работой!

За работой в эфире и не замечаем, как подходит время, когда необходимо сворачивать позицию, упаковывать вещи, аппаратуру. По плану мы должны были улететь с ЗФИ 25 марта. Все было подготовлено к отлету. Оставили оба рабочих места и две антенны. Хотелось опять вспомнить про погоду, из-за которой мы не смогли улететь по плану. С утра 25 марта был сильный боковой ветер 12-14 м/с с порывами до 20 м/с. О посадке самолета, который должен прилететь за нами из Воркуты не могло быть и речи. Леонид RZ3DU был больше всего расстроен такой ситуацией с погодой и это понятно т.к. начиная с понедельника предстоящей недели, рабочий график у него был расписан на все сто. Сообщаем родственникам по спутниковому телефону о задержке вылета. Надеемся, что завтра будет хорошая погода. Ни на минуту не прекращаем работы в эфире и сообщаем, что еще на сутки остаемся на ЗФИ, прохождение радует. Не спеша, еще впереди как минимум сутки, собираем вещи и принимаем решение, оставить оба рабочих мест. Вечер и ночь проходит как обычно. Довольно хороший проход на Северную Америку не дает скучать, станции североамериканского континента с уровнями от 59(9) и выше ночью и утром не дают расслабиться, рейт с двух рабочих мест бывает уходит за 340. Утром, каждый час происходит доклад в Воркуту о погоде на архипелаге для принятия решения о вылете самолета.

Без коментариев и так все понятно.

Старый добрый старичок Волна-К досих пор в строю.

Этому стенду наверное лет сорок!

Наконец нам сообщают, что самолет вылетел и взял курс на ЗФИ, значит, у нас осталось около пяти часов до окончания работы в эфире. Начинаем окончательно все собирать. Приходит начальник заставы и сообщает, что после часа полета самолет возвратился обратно в Воркуту по техническим причинам. В связи с этим возникает мало надежд и много шуток, что сегодня нам опять не повезло. Проходит еще два часа, и нам сообщают, что самолет снова вылетает, погода приемлемая, ветер 12 метров, минус 28 – тепло! Погода устойчивая и есть большая вероятность сегодня улететь. За два часа до окончания работы в эфире, объявляем, что работаем только для России и СНГ. Только сейчас можно было наблюдать хорошее знание русского языка многими радиолюбителями из других стран. За двадцать минут до посадки самолета объявляем всем о том, что радио-экспедиция на Землю Франца Иосифа завершается, и все участники выражают огромную благодарность всем, кто с нами провел радиосвязь, вызывал и поддерживал нас. Снимаем антенны, упаковываем трансиверы, усилители, выносим вещи к машине, как всегда нам оказывают помощь наши друзья пограничники. Очень трогательно происходит прощание, и около 17.00 MSK вылетаем до Воркуты.

Воркута. За успешное окончание экспедиции.

Впереди пять часов в самолете, накрываем стол, символически отмечаем вылет и окончание работы в эфире, активно обсуждаем и вспоминаем многие моменты. Время в полете за разговорами проходит быстро, мы поздно вечером приземляемся на материке. Нас очень тепло встречают, едим в гостиницу «Воркута» и по пути договариваемся о посещении, после размещения. ресторана «Шангри ла» на первом этаже гостиницы. В гостинице нас встречают как старых знакомых. Вечер прошел за непродолжительным, но приятным общением и воспоминаниями о ЗФИ. Завтра рано вставать. Утром машина увезла нас в аэропорт. Перегружаем оборудование на другой самолет. До Москвы лететь около четырех часов, но нам опять очень «везет» - сообщают о том, что в Москве нелетная погода, и мы летим через Йошкар-Олу. В этот день мы провели в воздухе около 8 часов. Старый, добрый, надежный и очень шумный АН-26, мы тебя будем помнить очень долго! Москва нас встретила моросящим дождем и плотным туманом. Встреча с друзьями и близкими была очень горячей. Уставшие, радостные от успешного прибытия, мы отправляемся домой.

Результат семи дней работы экспедиции - это 22363 связей на всех диапазонах, CW-10280, SSB-10399, RTTY-1684. Больше всего 10350 QSO, было проведено на 20 метрах.

Участники DX экспедиции R1FJ выражают огромную благодарность Валерию Комарову RD3AF, за его неоценимую поддержку в организации и финансировании этого проекта, руководству Федеральной пограничной службы России и лично господину М.Ф.Сукноваленко за помощь в проведении экспедиции. Особая благодарность Елене Бойченко, RV3ACA за неоценимую помощь в создании, сопровождении информационного сайта, своевременного размещения информационных материалов на сайте, доброту и отзывчивость, UA3AP Сергея за все его хорошие дела. Мы также выражаем свою благодарность всем радиолюбителям, кто нас поддерживал во время работы, кто вызывал и не дозвался, кто сумел сработать на многих диапазонах.

По результатам экспедиции создан профессиональный фильм продолжительностью 34 мин. на VHS и DVD носителях, у кого есть желание, обращайтесь.


Просмотрено: 19980 раз(а) Обновлено 04.01.2005 в 16:19
Автор - Yuri RU3AV


Все статьи на CQHAM.RU
Экспорт статей с сервера CQHAM.RU

     << Назад